Шумоизоляция автомобиля

Легковой автомобиль, сошедший с заводского конвейера, представляет собой практически совершенную во всех отношениях конструкцию. Тем не менее, транспортное средство, воплотившее в себе последние разработки автомобилестроения и прогрессивные инженерные идеи, может быть модернизировано и улучшено. Одной из операций, выполнение которой позволяет поднять уровень комфорта в салоне, является шумоизоляция автомобиля.

Природа шума в салоне автомобиля

Зоны шумоизоляцииУдары, скрипы, шумы и вибрации, которые слышны при езде в салоне автомобиля, могут вызывать не только раздражение и чувство дискомфорта, но и отвлекать внимание водителя. Причины возникновения шума различны, но существует два источника его возникновения: внешний и внутренний. Внешние шумы, как правило, не оказывают сильного влияния за звуковой фон в салоне. Шумовая атмосфера формируется в основном за счет внутренних источников: работающего двигателя, трансмиссии и подвески, выхлопной системы, колесных механизмов (шины, тормоза).

Методы, благодаря применению которых удается значительно снизить шумы и вибрации в автомобиле, внутри его салона, можно разделить на два вида – конструктивные (активные) и пассивные. Конструктивный способ борьбы с нежелательным шумом основан на уменьшении генерируемого шума. Это, прежде всего:

  • контроль функционирования силового агрегата и трансмиссии: балансировка вращающихся узлов, правильный подбор эластичных опорных и крепежных элементов моторного отсека, трансмиссии, системы отвода выхлопных газов;
  • внесение изменений в конструкцию выхлопной системы, определение оптимальных точек ее крепления, контроль герметичности выпускного коллектора, труб, глушителя;
  • улучшение аэродинамических свойств кузова за счет оптимизации его формы, добавления внешних навесных элементов;
  • замена уплотнителей подвижных элементов кузова (дверей, окон, багажного отсека).

Пассивная шумоизоляция автомобиля подразумевает:

  • применение вибро- и звукопоглощающих материалов;
  • установку отражающих экранов и защитных кожухов;
  • дополнительное уплотнение кузова.

Важно помнить, что наилучший результат при решении вопроса снижения шума в салоне автомобиля достигается при комплексном применении конструктивного и пассивного методов.

Как сделать шумоизоляцию автомобиля своими руками

Комплексная шумоизоляция автомобиляРаботы и операции, целью которых является уменьшение шума в салоне автомобиля, можно выполнить собственными руками, не обращаясь к услугам профессионалов. Для этого нужно знать методику проведения шумоизоляции, иметь минимальный набор инструментов и располагать необходимыми материалами.

Стоит помнить о том, что уровень звукоизоляции зависит не только от свойств используемых материалов, но и от площади изолируемой поверхности. Перед началом работ нужно определить, какие шумы больше всего нуждаются в подавлении, а также рассчитать величину дополнительной нагрузки на автомобиль – общую массу установленной звукоизоляции. Считается, что качественно проведенная шумоизоляция должна увеличить вес автомобиля не более чем на 5-7% от его снаряженной массы.

Общая схема проведения звукоизоляционных работ имеет следующий вид:

  • проектирование: определение участков кузова, требующих изоляции, выбор материалов, расчет бюджета;
  • демонтаж обшивки салона, снятие элементов, мешающих проведению работ;
  • подготовка поверхности: удаление старой изоляции, снятие антикоррозионной защиты, удаление ржавчины (при необходимости), обезжиривание;
  • раскройка изоляционного материала на фрагменты нужной формы и размера, нанесение изоляции на подготовленные участки;
  • монтаж обшивки, установка демонтированных элементов.

Уровень шумоизоляции зависит от того, насколько комплексно и в полном объеме она была проведена. Половинчатые меры, ориентированные на изоляцию только отдельных участков кузова не принесут желаемых результатов.

Инструмент и материалы для шумоизоляции автомобиля

Материалы для шумоизоляции автомобиляДля того чтобы уменьшить уровень шума в салоне авто используются специальные звукопоглощающие материалы. По своим физико-техническим свойствам они классифицируются по таким параметрам:

  • виброизоляция: структура адаптирована для поглощения вибрационных колебаний;
  • достаточно толстый, массивный листовой материал – битумно-полимерный состав, нанесенный на алюминиевую фольгу, бумагу или ткань;
  • звукоизоляция: материал предназначен для отражения звуковых волн, имеет закрытую пористую структуру и самоклеющуюся поверхность;
  • звукопоглощение: листовой материал, имеющий ячеистую структуру, пропитанную звукопоглощающим полимерным составом (битумом, латексом);
  • тепло- и звукоизоляция: преимущественно самоклеящийся листовой материал на основе пенополиэтилена;
  • снижение скрипов и уплотнение: тонкий изоляционный материал на тканевой основе, с односторонним клеевым слоем.

Правильно выбрать материалы для шумоизоляции недостаточно, дополнительно нужно иметь следующий набор инструментов:

  • инструмент для демонтажа элементов обшивки салона: фигурные отвертки, плоскогубцы, ключи, съемник пластиковых клипс;
  • монтажный инструмент: технический термофен (тепловой пистолет), прикаточный валик, нож со сменными лезвиями, ножницы;
  • оснастка и материалы для подготовки поверхности: наждачная бумага, щетка с металлической щетиной, шпатель, состав для обезжиривания поверхности;
  • расходные и защитные материалы: ветошь, перчатки.

Шумоизоляция днища и пола

Шумоизоляция пола автомобиляИменно через эти поверхности передается отраженный от дорожного покрытия шум, звуки и вибрации от работающей трансмиссии. При выполнении шумоизоляции днища и пола автомобиля основное внимание необходимо сосредоточить на том, чтобы обеспечить плотное прилегание изоляционного материала к кузовной поверхности. Правильно уложенный материал должен полностью повторять профиль и контуры днища автомобиля. Такой подход позволяет не только усилить защиту салона от проникновения шума, но и исключить возникновение очагов коррозии металла.

Обрабатываемая поверхность имеет достаточно неоднородный рельеф и поэтому допускается не укрывать виброизоляцией всю площадь. Шумоизоляция днища и пола проводится в несколько этапов: вначале формируется виброизоляционный слой, затем поверх него укладывается звукоизоляция. Стоит отметить, что шумопоглощающими материалами рекомендуется покрывать всю внутреннюю поверхность днища. На завершающей стадии работ на пол укладывается штатный шумопоглотитель.

Шумоизоляция колесных арок

Благоприятный акустический фон внутри автомобиля нередко нарушается шумом, возникающим вследствие ударов гравия и воды по сводам колесных арок. Для того чтобы подавить этот источник шума выполняется шумоизоляция колесных арок. Вибро- и шумоизоляция колесных арок выполняется снаружи, защита части внутренней поверхности этих элементов кузова проводится в рамках работ по шумоизоляции пола.

Поверхность арок тщательно моется и очищается от устойчивых загрязнений. Элементы подвески, ступица, тормозной механизм закрываются пленкой или специальной бумагой. Для шумоизоляции арочного пространства рекомендуется использовать защитные составы мастичного типа – так называемые «жидкие подкрылки». Использование листовых шумоизоляционных материалов в условиях агрессивной наружной среды (повышенная влажность, перепады температуры, реагенты дорожной химии) нецелесообразно – изоляция разрушается и отслаивается, в полостях образуются очаги коррозии. После нанесения жидкого шумоизоляционного материала, в качестве дополнительной защиты, рекомендуется устанавливать пластиковые подкрылки.

Шумоизоляция дверей автомобиля

Шумоизоляция дверей автомобиляШумоизоляция дверей автомобиля проводится с целью ограничить проникновение звуковых волн с внешних источников: проезжающих рядом автомобилей, шума дороги. Двери подвержены влиянию вибрационных нагрузок меньше, чем кузовные плоскости моторного отсека или днище автомобиля, поэтому проводится только виброзащита плоских участков на внутренней поверхности этих кузовных элементов. Несколько иная схема звукоизоляции применяется, если в дверной карте планируется устанавливать динамики мощной аудиосистемы.

На следующем этапе поводится шумоизоляция непосредственно двери, а также дверной обшивки. Звукоизоляционный материал должен укрывать практически всю внутреннюю поверхность кузовного элемента. После укладки виброзащиты и звукоизоляционного материала проводится сборка двери. При установке обшивки следует заменить старые крепежные детали (пистоны, дверные клипсы) новыми. Это позволяет обеспечить жесткое крепление обшивки и исключить появление скрипов.

Шумоизоляция капота

Шумоизоляция капота автомобиляПроведение шумоизоляции внутренней поверхности капота выполняется, как правило, на завершающей стадии звукоизоляционных работ. Многие современные легковые автомобили сходят с конвейера с уже установленной тепловой и звукоизоляционной защитой моторного отсека. Тем не менее, дополнительная шумоизоляция капота может принести определенную пользу, но только в том случае, если она выполняется в комплексе с звуко- и виброизоляцией моторного щита.

Высокая температура подкапотного пространства обуславливает и выбор изоляции. Поэтому в качестве виброизолятора целесообразно использовать термостойкие материалы, желательно с внешним фольгированным слоем. Раскроенные по необходимому размеру листы вибродемпфера укладываются на плоские участки между ребрами жесткости. Поверх виброзащиты создается однородное покрытие, отражающее звуковые волны.

Жидкая шумоизоляция автомобиля

Жидкая шумоизоляция колесных арок автомобиляДля шумоизоляции участков кузова, поверхность которых находится под постоянным воздействием агрессивных факторов, применяются звукоизоляционные материалы мастичного типа. Так называемая жидкая шумоизоляция применяется для обработки днища и колесных арок автомобиля.

Жидкие шумоизоляционные материалы изготовлены на полимерно-битумной основе с добавлением различных присадок, улучшающих эксплуатационные свойства материала. Звукоизоляционная мастика – это эластичный, водостойкий состав, который отлично стравляется со значительными перепадами температуры, агрессивным химическим воздействием, ударами дорожного гравия.

Жидкая шумоизоляция наносится на тщательно вымытую, очищенную от грязи поверхность с помощью широкой кисти или пневматического распылителя. Для формирования полноценной звукоизоляции на поверхность должно быть нанесено несколько слоев защитной мастики. Покрытие становится пригодным к эксплуатации и полностью приобретает свои свойства только после полной полимеризации состава (примерно через 24 часа). Жидкая шумоизоляция автомобиля может успешно применяться в комплексе с листовыми пористыми материалами.

Шумоизоляция автомобиля своими руками видео


Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

avatar

wpDiscuz