Крутящий момент двигателя

Механизмы, узлы или детали автомобиля, все вместе и каждый по отдельности, безусловно важны, но основным элементом конструкции конечно же является двигатель. Анализ технических характеристик этого генератора движущей силы позволяет судить о том, насколько быстро авто набирает определенную скорость, как изменяются его тяговые и динамические возможности при увеличении его массы, езде в сложных дорожных условиях.

Базовые параметры двигателей внутреннего сгорания, бензиновых или дизельных, которые устанавливаются на абсолютное большинство современных легковых автомобилей, можно условно разбить на две группы.

Конструктивно заданные характеристики закладываются при проектировании и в процессе производства силового агрегата, являются неизменными в процессе эксплуатации:

  • тип двигателя (бензиновый или дизельный);
  • рабочий объем;
  • степень сжатия топливовоздушной смеси.

Показателями, характеризующими работу мотора или так называемыми рабочими параметрами, являются:

  • мощность;
  • крутящий момент;
  • удельный расход топлива.

Наибольший интерес вызывают параметры, от которых напрямую зависят динамические свойства автомобиля – это мощность и крутящий момент двигателя. Что же из себя представляют эти характеристики?

Что такое мощность двигателя

В официальных описаниях технических характеристик силовых агрегатов, параллельно с указанием мощности, обязательно приводится значение крутящего момента. Понятие мощности двигателя и понимание этого параметра, как правило, не вызывает сложностей – это физическая величина, характеризующая работу двигателя, выполняемую за единицу времени. То есть, мощность показывает, как быстро сможет автомобиль, имеющий определенную массу, преодолеть заданное расстояние. Чем больше мощность, тем больше максимальная скорость при неизменной снаряженной массе.

Мощность измеряется в ваттах или киловаттах (кВт), а также в лошадиных силах. Стоит отметить, что «лошадиная сила» – это внесистемная единица измерения (1 лошадиная сила = 735,5 Вт или 1 кВт = 1,36 л. с.).

Что такое крутящий момент двигателя

Несколько по-иному обстоит ситуация с пониманием крутящего момента, но, зная основные законы физики и базовое устройство силового агрегата, можно без труда прояснить это понятие. Крутящий момент двигателя – это качественный показатель, характеризующий силу вращения коленчатого вала. Этот параметр рассчитывается как произведение силы, приложенной к поршню, на плечо (расстояние от центральной оси вращения коленчатого вала до места крепления поршня (шатунной шейки)). Крутящий момент измеряется в ньютонах на метр (Нм).

Крутящий момент на коленчатом валу, как следует из вышеприведенной формулы, зависит от силы давления газов на поршень, а также от рабочего объема двигателя и степени сжатия топливной смеси в цилиндрах. Кстати сказать, значительно более высокий крутящий момент дизельных двигателей, по сравнению с аналогичными по объему бензиновыми моторами, объясняется чрезвычайно высокой степенью сжатия смеси дизельного топлива и воздуха в камерах сгорания (бензиновые — примерно 10:1, дизельные – около 20:1).

Высокий крутящий момент двигателя обеспечивает автомобилю отличную динамику разгона уже при низких оборотах вращения коленчатого вала, существенно увеличивает тяговые характеристики силового агрегата – повышает грузоподъемность авто и его проходимость.

Максимальное значение крутящего момента двигатель внутреннего сгорания достигает при определенных оборотах. У бензиновых моторов этот показатель более высокий, чем у «дизелей».

Мощность или крутящий момент — что важнее?

Графики мощности и крутящего момента двигателя Ford Focus STЕсли провести сравнительную оценку двух рабочих характеристик двигателя – мощности и крутящего момента, то очевидными становятся следующие факты:

  • крутящий момент на коленчатом валу – основной параметр, характеризующий работу силового агрегата;
  • мощность двигателя – это вторичная рабочая характеристика мотора, которая, по своей сути, является производной крутящего момента;
  • зависимость мощности от крутящего момента выражается отношением: Р = М*n, где Р – мощность, М – крутящий момент, n – количество оборотов коленчатого вала в минуту;
  • мощность двигателя линейно зависима от частоты вращения коленчатого вала: чем выше обороты, тем больше мощность мотора (естественно, до определенных пределов);
  • крутящий момент также увеличивается при повышении оборотов двигателя, но достигнув своего максимального значения (при определенной частоте вращения коленчатого вала), его показатели снижаются, независимо от дальнейшего увеличения оборотов (график зависимости крутящего момента от частоты вращения двигателя имеет вид перевернутой параболы).

Некоторые выводы

  • При оценке эксплуатационных параметров автомобиля и непосредственно рабочих характеристик его двигателя, величина крутящего момента обладает большим приоритетом, чем мощность.
  • Среди силовых агрегатов, имеющих схожие конструктивные и рабочие параметры, предпочтительнее выглядят те, у которых крутящий момент больше.
  • Для обеспечения наилучшей динамики разгона автомобиля и обеспечения оптимальных тяговых свойств двигателя, частоту вращения коленчатого вала нужно поддерживать в том диапазоне значений, при которых крутящий момент достигает своих пиковых показателей.

Изменение крутящего момента и динамика автомобиля

Чтобы обеспечить наилучшие динамические характеристики, автопроизводители стремятся устанавливать на автомобили силовые агрегаты, обладающие максимальным крутящим моментом в более широком диапазоне оборотов двигателя. Высокий крутящий момент характерен для дизельных силовых агрегатов, а также многоцилиндровых и турбированных моторов.

Чтобы правильно оценивать роль мощности и крутящего момента в формировании динамических характеристик автомобиля, нужно уяснить следующие факты:

  • автомобиль с более мощным, но не обладающим достаточным крутящим моментом двигателем, будет уступать в разгонной динамике авто с высоким крутящим моментом;
  • высокий крутящий момент, «подхватываемый» двигателем на низких оборотах, позволяет автомобилю ускоряться значительно эффективней;
  • максимально возможная скорость автомобиля напрямую зависит от мощности двигателя, а крутящий момент не влияет на этот показатель: автомобили, обладающие огромным крутящим моментом, могут развивать весьма скромную максимальную скорость; пример: спортивные болиды (небольшой крутящий момент на карданном валу и высокая скорость) или тяжелые внедорожники (внушительный крутящий момент и невысокая максимальная скорость).

Независимо от мощности двигателя, разгонная динамика автомобиля, а также его способность «резво» преодолевать подъемы всецело зависят от величины максимального крутящего момента. Чем больший крутящий момент передается на ведущие колеса и чем шире диапазон оборотов двигателя, в котором он достигается, тем увереннее авто ускоряется и преодолевает сложные участки дороги.

Стоит заметить, что сравнение характеристик конструкционно идентичных, но имеющих разные крутящие моменты двигателей, имеет смысл только при одинаковых параметрах трансмиссии; коробки переключения передач должны обладать схожими передаточными отношениями. В противном случае, сравнивать крутящие моменты двигателей не имеет практического смысла.

Отправить ответ

17 Комментариев на "Крутящий момент двигателя"

avatar

Сортировать:   поздние | ранние | популярные
Санек
Гость
Санек
09.02.2020 01:30

Простой пример : возьмите гаечный ключ рукой не за конец его,а за начало,там где он к гайке приложен и попробуйте открутить гайку и потом попробуйте то же самое только взять ключ за конец. Где приложится больше усилия?

Санек
Гость
Санек
09.02.2020 01:13

Потому и машина с большим крутящим моментом медленнее чем та, что с меньшим из-за того,что у машины с большим крутящим моментом стоит маленькая шестерня на валу,и она задушила всю силу двигателя,а та что с меньшим оказалась резвее у нее шестерня здоровая,ее легче прокрутить двигателю и машина получает хороший пинок под жопу,но передачи надо чаще переключать. Просто вспоминайте про вилосипед,далеко идти не надо. Все проблемы в этом вопросе положены в коробке передач

Сергей
Гость
Сергей
08.12.2019 10:38

Киа Соренто — турбодизель. Мощность — 197 л/с, крутящий — 436, разгон до 100 — 9.9с.
Форд Эйдж — бензин атмосф. Мощность 288 л/с, крутящий — 343, разгон до 100 — 7.7с. Масса почти одинаковая, форд даже чуть тяжелее. Вопрос: что все таки важнее для разгона — крутящий момент или мощность двигателя?

Санек
Гость
Санек
09.02.2020 01:21

Крутящий момент. Кия медленнее разогналась из за того,что у нее шестерня в редукторе или коробке с малым количеством зубьев и из за этого сопротивление на двигатель сильное. Если на кию поставить такую же шестерню как у Форда ,а она у Форда явно больше судя по результатам, то кия выстрелит конкретно,но у нее снизится максимальная скорость

Федор
Гость
Федор
10.01.2020 22:38

Вы забыли о передаточном числе, которое необходимо учитывать — оно у мащин разное, потому и вышло, что при меньшем моменте разгон может быть быстрее

Санек
Гость
Санек
09.02.2020 01:23

Ну вот,я про то же))))) все забывают указать передаточное число в коробках на машине вот и получается такой хитрый обман и иллюзия

Александр
Гость
Александр
10.03.2019 22:44

Что за долбак статью написал? Мощность всегда является главным показателем а ни наоборот! Например коленвал вращается с большим крутящим моментом но очень медленно соответственно он и работу сделает меньше чем вращающийся в три раза быстрее коленвал имеющий в два раза меньший момент!!! Мощность всегда главный показатель, опомнитесь люди!!!

Сашко
Гость
Сашко
11.10.2017 12:04

понятие «мощный двигатель» не совсем корректное. Дело в том, что в характеристиках авто указывается максимальная мощность. Надо понимать что более инересна мощность в данный момент времени. Например дизель при трогании имеет большую мощность на низких оборотах, чем атмосферник , потом атмосферник при увеличении числа оборотом может развить большую мощность чем дизель.

гость
Гость
гость
02.01.2018 11:15

Друг, а что в твоем понимании означает атмосферник? Атмосферный двигатель может быть как бензиновый так и дизельный. Так с чем ты все таки сравниваешь дизель?

Майкл
Гость
Майкл
14.02.2019 00:03

Атмосферные дизели не делают уже давно. Везде турбины стоят 🙂

Сергей
Гость
Сергей
16.07.2017 11:12

Вот за эту фразу «автомобиль с более мощным, но не обладающим достаточным крутящим моментом двигателем, будет уступать в разгонной динамике авто с высоким крутящим моментом;» статья сразу отправляется в мусор, скажите это хонде, мотоциклам и формуле1 в эпоху атмосферных моторов.

«При оценке эксплуатационных параметров автомобиля и непосредственно рабочих характеристик его двигателя, величина крутящего момента обладает большим приоритетом, чем мощность.» — а теперь открытой каталог электродвигателей и найдите там более приоритетный ваш момент)))

станислав
Гость
станислав
21.01.2017 22:04

растолковано доходчиво.спасибо.

Игорь
Гость
Игорь
21.01.2017 07:56

Отличная статья. Спасибо автору за удобоваримое разъяснение. Всё по существу и без лишней «воды».

Незнайка
Гость
Незнайка
06.10.2016 23:38

Как понять? «Расстояние от центральной оси вращения коленчатого вала до места крепления поршня (шатунной шейки)» где центральная ось вращения коленчатого вала?

Олег
Гость
Олег
09.01.2017 20:17

Центральная ось вращения коленвала проходит точно в центре маховика. Шатунные шейки вращаются вокруг этой оси. Если посмотреть на коленвал с торца (с любой стороны), торчащий в вашу сторону конец — это и есть главная ось — ось вращения коленвала, с этого же ракурса будут видны торчащие во все стороны крепления для шатунов — «щеки» с шейками. Шейки идут параллельно главной оси. Расстояние, упомянутое в статье — это длина отрезка проходящего от главной оси (центра торца) до оси шейки (любой) в любом месте на длине коленвала. Отрезок этот перпендикулярен главной оси коленвала.

55
Гость
55
06.04.2016 16:04

Вот теперь действительно понятно. спасибо.

Спартак
Гость
Спартак
07.06.2015 15:48

Понятно написано,познавательно,без лишней рекламы.Спасибо!

wpDiscuz