Автомобилестроительная отрасль является признанным лидером по внедрению революционных технологий и прогрессивных инженерных идей. Периодически в конструкцию автомобиля вносятся различные новшества, благодаря которым эксплуатация транспортного средства становится все более удобной и комфортной. К одной из таких полезных инноваций смело можно отнести парктроник, или автомобильную парковочную систему.
Что такое парктроник
Автомобильная парковочная система, или парктроник – это электронное устройство, устанавливаемое на автомобили для того, чтобы облегчить водителю выполнение маневров в условиях ограниченного пространства. Впервые парковочными устройствами такого типа (под маркой Parktronic) были оснащены немецкие AUDI.
Основное и единственное предназначение парковочных систем – это информирование водителя о наличии в опасной близости к автомобилю различных препятствий и предметов. Использование автомобильных парковочных систем позволяет значительно снизить вероятность столкновения при парковке с каким-либо предметом или с другим автомобилем, особенно в условиях ограниченной видимости: в ночное и вечернее время суток, во время дождя, снегопада, присутствии отвлекающих факторов.
Многие современные легковые автомобили, особенно ведущих мировых производителей (Mersedes, BMW, AUDI, Opel) имеют парковочные системы в заводской комплектации.
Конструкция и принцип работы парктроника
Принцип действия акустической парковочной системы или «автоматического парковщика» основан на использовании ультразвуковых волн и эффекта эхолокации. Звуковые волны, излучаемые и принимаемые специальными датчиками, смонтированными на заднем и переднем бамперах, а иногда и на боковой поверхности кузова, анализируются блоком управления. По времени возврата отраженных ультразвуковых волн определяется дистанция до ближайшего к автомобилю объекта. Зона эффективного обнаружения зависит от технических характеристик той или иной марки парктроника, но, как правило – это диапазон расстояний от 0,2 до 2 метров.
Автомобильная парковочная система включает в свою конструкцию:
- ультразвуковые датчики-излучатели: их количество может варьироваться, но оптимальная схема такая – 4 на заднем бампере и 2 на переднем;
- электронный блок управления;
- устройства отображения информации: ЖК-экран, светодиодные индикаторы;
- звуковой сигнализатор или бипер.
Основным вычислительным модулем устройства является электронный блок управления, который анализирует входящую информацию и формирует команды на подачу визуальных и звуковых сигналов. Сообщение об опасной близости к тому или иному препятствию подается в виде звукового сигнала, интенсивность которого возрастает по мере приближения к нему автомобиля. Параллельно с этим, информация высвечивается на мониторе парктроника или светодиодной панели, которые могут располагаться как впереди, на приборной панели, так и сзади – все зависит от предпочтений водителя. В ультрасовременных моделях парковочных систем визуальная информация проецируется на лобовое стекло, а звуковое оповещение происходит приятным женским голосом.
Чтобы сигналы, подаваемые парктроником, не отвлекали водителя, активация системы осуществляется при низкой скорости движения, при нажатии на педаль тормоза, при включении задней передачи или специальным тумблером.
Типы парковочных систем
Акустические парковочные системы
Системы данного типа являются самыми распространенными. Существует множество видов ультразвуковых парктроников, которые отличаются друг от друга количеством устанавливаемых датчиков, способом индикации предупредительных сигналов, наличием дополнительных опций и оборудования (видеокамер, зеркал заднего вида со встроенным ЖК-монитором). Оптимальным вариантом считается система с четырьмя задними и двумя передними излучателями. Для того чтобы исключить появление так называемых «мертвых зон», датчики должны располагаться равномерно по всей поверхности переднего и заднего бампера, с интервалом примерно в 40-50 см.
Стоит отметить, что чем больше ультразвуковых датчиков имеет автомобильная парковочная система, тем она точнее. Но тем не менее, «парковщики» акустического типа имеют определенные погрешности в работе. Общим недостатком этих устройств является то, что они не обнаруживают препятствия, расположенные на уровне дороги (открытые люки, провалы, ямы, острые камни). Система может неправильно срабатывать на крутых склонах – поверхность попадает в зону действия парктроника и ошибочно воспринимается как препятствие. Исправляется такая ситуация установкой видеокамер заднего обзора.
Обеспечить надежную и безотказную работу парктроника помогает правильная настройка устройства и точная регулировка его чувствительности.
Электромагнитные парковочные системы
Автомобильные парковочные системы данного типа не имеют набора датчиков – неотъемлемых элементов для акустических устройств. Своеобразную роль сенсоров и излучателей играет тонкая металлизированная лента, закрепляемая на внутренней поверхности бампера. Такой способ монтажа не требует отверстий, что, по сути, является несомненным достоинством.
Принцип действия электромагнитной парковочной системы состоит в создании вокруг бампера электромагнитного поля. Любой предмет, оказавшийся в зоне действия электромагнитных волн, меняет характеристики поля, его плотность, напряженность, зону индукции. При малейшем изменении этих параметров парковочная система подает водителю предупредительный сигнал.
Поскольку в этих системах используются принципы магнетизма, то они имеют более высокую точность и могут обнаруживать те объекты, которые пропускают акустические «парковщики». Тем не менее, нередко плохие погодные условия и внешние помехи могут снизить эффективность электромагнитного парктроника.
Стоит отметить, что по типу коммуникации блока управления, системы индикации, а также ультразвуковых датчиков в единую парковочную систему, парктроники бывают проводными и беспроводными.
Установка парктроника на автомобиль
Ключевая операция, которая выполняется при монтаже парктроника на автомобиль – это установка ультразвуковых датчиков. В зависимости от марки и модели парковочной системы, технология ее установки может несколько отличаться, но основные принципы остаются неизменными:
- Определяется схема подключения устройства, количество используемых датчиков и места их расположения.
- Выполняется очистка бампера и его разметка.
- В обозначенных местах высверливаются отверстия. Если планируется устанавливать больше, чем два датчика на один бампер, то сначала монтируются самые крайние (непосредственно на радиусах изгибов заднего или переднего бамперов).
- Датчики устанавливаются в подготовленные посадочные места, для надежности фиксируются с помощью клея.
- Внутри салона устанавливаются электронный блок управления, устройства индикации данных и звуковой сигнализатор.
- Соединение датчиков, блоков и элементов парковочной системы в единую сеть.
- Регулировка, настройка и тестирование парковочной системы.
В существующих реалиях установка парковочной системы на автомобиль является насущной необходимостью, но важно всегда помнить о том, что электронные устройства не в состоянии полностью заменить опыт, внимание и реакцию человека.
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!